ГБОУ Гимназия № 402 Санкт-Петербурга с октября 2020 года стала участником пилотного проекта «Наставничество».
Форма наставничества «Ученик-ученик»
В гимназии данная форма предполагается к реализации в вариации «Вожатый – ученик».
Начало обучения в 5 классе школы – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей. Учащиеся 5-го класса в период адаптации к новым условиям образовательной среды находятся в особой ситуации риска: в этот период они испытывают отдельные ситуативные страхи, повышается уровень тревожности учащихся, появляются сложности в организации школьной жизни, снижается уровень образовательных успехов.
В гимназии данная форма предполагается к реализации в вариации «Вожатый – ученик».
Начало обучения в 5 классе школы – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей. Учащиеся 5-го класса в период адаптации к новым условиям образовательной среды находятся в особой ситуации риска: в этот период они испытывают отдельные ситуативные страхи, повышается уровень тревожности учащихся, появляются сложности в организации школьной жизни, снижается уровень образовательных успехов.
Наша гимназия в этом учебном году является участником разработки модели Наставничества по типу «Ученик – ученик». Цель этой программы — помощь в прохождении сложного периода адаптации к обучению в новых образовательных условиях.
В рамках реализации данной модели все учащиеся 5-х классов проходят психологическую диагностику по выявлению проблем данного периода, разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на успешное прохождение этого сложного этапа в жизни школьников.
Одним из главных условий, помогающих ребенку преодолеть так называемые школьные страхи, найти свое место в коллективе сверстников, быстрее и легче адаптироваться к школьной жизни, является создание благоприятного психологического климата.
Ведущая роль в создании благоприятного психологического климата в классе отводится учителям, классному руководителю.
Они осуществляет процесс образования посредством обучения и воспитания. Отношения с учителями, к сожалению, не всегда наполнены радостью в силу того, что в обучении используются такие инструменты, как отметка и порицание. Ребенок, даже тот, который хорошо учится, не боящийся учителей, все равно относится к педагогам как «ко взрослым».
В создавшейся ситуации становится актуальным оказание помощи классному руководителю. И здесь главная роль помощника отводится наставникам — вожатым.
Хотя вожатый тоже участвует в образовательном процессе, самое главное отличие вожатого от педагога и самое большое его преимущество — в субординации. Вожатый для ребенка — прежде всего старший товарищ, друг, с которым можно поделиться радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый использует в большей степени методы, которые в ситуации здесь и теперь приносят ребенку радость: проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива, раскрытие личного потенциала каждого учащегося.
В нашей гимназии деятельности вожатых уделялось особое внимание, на протяжении многих лет на базе гимназии действует вожатский отряд «Импульс», который является составляющей внутришкольной детской гимназической организации.
Новизна работы заключается в том, что до настоящего времени вожатые занимались организацией досуговой деятельностью в каникулярное время на базе городского оздоровительного лагеря. Целью реализации модели наставничества является помощь учащимся 5-х классов в период адаптации к новым условиям обучения, формирование и сплочение ученического коллектива, включение учащихся 5-х классов в общественную жизнь гимназии.
В силу своих возрастных особенностей наставники (учащиеся старших классов) и наставляемые (учащиеся 5-х классов) будут выстраивать совместную деятельность на неформальной основе, основанной на дружбе, доверии и взаимопонимании.
Учение в общении. Общение в учении.
В ГБОУ гимназии № 402 Санкт-Петербурга реализуются такие модели наставничества как «Преподаватель ВУЗа – Учащийся» и «Ученик – Ученик».
Выбор данных моделей обусловлен особенностями образовательного процесса в ОУ. В гимназии применяется модель групповых образовательных маршрутов в старшем звене и потоковое обучение в предпрофильной подготовке учащихся, что позволяет конструировать индивидуальные образовательные маршруты.
В ГБОУ гимназии № 402 Санкт-Петербурга реализуются такие модели наставничества как «Преподаватель ВУЗа – Учащийся» и «Ученик – Ученик».
Выбор данных моделей обусловлен особенностями образовательного процесса в ОУ. В гимназии применяется модель групповых образовательных маршрутов в старшем звене и потоковое обучение в предпрофильной подготовке учащихся, что позволяет конструировать индивидуальные образовательные маршруты.
Для выполнения исследовательских работ гимназистами использует площадки социальных партнеров: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»; Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова. На базе данных вузов учащиеся выполняют лабораторные и исследовательские работы. Занятия с учащимися проводят преподаватели или аспиранты высших учебных учреждений как в очном, так и дистанционном режимах. Данный формат позволяет учащемуся ответственно подходить к выбору темы исследования и максимально самостоятельно выполнять работу. Обучающиеся показывают высокие результаты. На сайтах социальных партнеров можно посмотреть информацию о высоких результатах, которые показывают учащиеся гимназии № 402 при защите своих работ: https://vk.com/phl.spbu_conference2020 и https://www.voenmeh.ru/news/events/young-researchers-results.
При представлении проектных работ, выполненных за год на базе БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, преподавателем вуза было отмечено, что «представлены полноценные проекты, в рамках которых были грамотно решены все поставленные задачи», а один из проектов «имеет большие коммерческие перспективы на фоне роста сектора возобновляемых источников энергии». Получение такой высокой оценки выполненных проектов является результатом работы всего гимназического сообщества.
Проектная деятельность в гимназии № 402 начинается с первого класса. В образовательном учреждении ежегодно проходят конкурсы проектно-исследовательских работ — школьный «Импульс» и городской гуманитарный форум «Ижорские берега». Начиная с 7 класса гимназисты, склонные к естественным наукам, выполняют лабораторные и исследовательские работы на базе лабораторной (экспериментальной) площадки образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» СПбГУ и активно участвуют в «Умных каникулах» на базе социальных образовательных партнеров. И как результат, учащиеся успешно представляют свои проекты на конкурсах различных уровней: районных, региональных, всероссийских. Знания и умения, полученные на базе социальных образовательных партнеров, позволили в 2020 году 26 учащимся на конкурсной основе принять участие в проектных сменах, организованных региональным центром по работе с одарёнными детьми «Академия талантов». Можно утверждать, что проектно-исследовательская деятельность, проводимая при активной поддержке социальных партеров, позволяет не только готовить будущих учёных, но и проводить социализацию обучающихся.
Начало обучения в 5 классе школе – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни обучающегося. Учащиеся 5 — го класса в период адаптации к новым условиям образовательной среды находятся в особой ситуации риска: в этот период, учащиеся испытывают отдельные ситуативные страхи, повышается уровень тревожности учащихся, появляются сложности в организации школьной жизни, снижается уровень образовательных успехов.
Наша гимназия в этом учебном году является участником по разработке модели программы наставничества по типу «Ученик – ученик».
Целью этой программы является создание условий для успешного прохождения сложного периода адаптации к обучению в новых образовательных условиях
В рамках реализации этого мероприятия все учащиеся 5-х классов проходят психологическую диагностику по выявлению проблем данного периода, разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на успешное прохождение этого сложного этапа в жизни школьников.
Одним из главных условий помогающих ребенку преодолеть так называемые школьные страхи, найти свое место в коллективе сверстников, быстрее и легче адаптироваться к школьной жизни является создание благоприятного психологического климата.
Ведущая роль в создании благоприятного психологического климата в классе отводится учителям, классному руководителю.
Они осуществляет процесс образования посредством обучения и воспитания. Отношения с учителями могут носить как позитивный, так и негативный характер, что связано с использованием учителем не только инструментов поощрения, но и таких рычагов влияния как отметка и порицание. Ребенок, даже тот, который хорошо учится, все равно относится к педагогам как к вышестоящим в иерархии взаимоотношений.
В создавшейся ситуации становится актуальным оказание помощи классному руководителю. И здесь главная роль помощника отводится наставникам — вожатым.
Хотя вожатый тоже участвует в образовательном процессе, самое главное отличие вожатого от педагога и самое большое его преимущество в субординации. Вожатый для ребенка, прежде всего старший товарищ, друг, с которым можно поделиться радостью, обратиться за советом в любую трудную минуту. Вожатый использует в большей степени методы, которые в ситуации здесь и теперь приносят ребенку радость: проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива, раскрытие личного потенциала каждого учащегося. Вожатый находится с детьми в одном социальном кластере, он видит ситуацию с позиций ученика, а не учителя.
В нашей гимназии деятельности вожатых всегда уделялось особое внимание, на протяжении многих лет на базе гимназии действует вожатский отряд «Импульс», который является составляющей внутришкольной детской гимназической организации.
Новизна работы заключается в том, до настоящего времени вожатые занимались организацией досуговой деятельности в каникулярное время на базе городского оздоровительного лагеря. В программе наставничества меняется их роль, а целью деятельности вожатых в условиях реализации модели наставничества является не организация досуговой деятельности, а помощь учащимся 5-х классов в период адаптации к новым условиям обучения, помощь классному руководителю в формировании и сплочении ученического коллектива, создание неформальных условий для включения учащихся 5-х классов в общественную жизнь гимназии.
В силу своих возрастных особенностей наставники (учащиеся старших классов) и наставляемые (учащиеся 5-х классов) будут выстраивать совместную деятельность, базируясь на принципах дружбы, доверия и взаимопонимания.
Новая модель наставничества. Классные руководители выпускников 9-х классов 2021 стали новыми кл. руководителями 5-х классов.
Модель преемственности 10 классы – 5 классы. Возможность лучшего контакта в коллективе среди всех участников, доверительные отношения учитель – ученики. Развитие социального партнерства, взаимопомощи и расширение круга общения среди всех учащихся 5-х и 10-х классов.
Вожатский отряд «Импульс»
Модель наставничества «Ученик – ученик» в нашей гимназии реализуется в вариации «Вожатый – ученик».
В нашей гимназии деятельности вожатских отрядов всегда уделялось особое внимание. На протяжении многих лет на базе гимназии действует вожатский отряд «Импульс», который входит в состав общешкольного гимназического сообщества. Первоначально отряд был организован для деятельности в каникулярное время на базе детского оздоровительного лагеря «Теремок». Многие ребята прошли теоретическую и практическую подготовку в «Школе вожатых» и «Школе лидеров».
Модель наставничества «Ученик – ученик» в нашей гимназии реализуется в вариации «Вожатый – ученик».
В нашей гимназии деятельности вожатских отрядов всегда уделялось особое внимание. На протяжении многих лет на базе гимназии действует вожатский отряд «Импульс», который входит в состав общешкольного гимназического сообщества. Первоначально отряд был организован для деятельности в каникулярное время на базе детского оздоровительного лагеря «Теремок». Многие ребята прошли теоретическую и практическую подготовку в «Школе вожатых» и «Школе лидеров».
Данная модель наставничества выбрана не случайно. Обучения в 5 классе – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни обучающегося. А при разноуровневом потоковом обучении накладываются еще и другие трудности: стираются границы классного коллектива, дети попадают в разные по составу и познавательной мотивации учебные группы. Некоторые учащиеся испытывают отдельные ситуативные страхи, повышается уровень тревожности, появляются сложности в организации школьной жизни.
В этом году вожатский отряд «Импульс» состоит из учащихся 10 класса, наставляемые — учащиеся параллели 5-х классов.
Структура отряда наставников следующая: руководитель отряда «Импульс» и 6 главных тьютеров, которые являются основными координаторами деятельности между классным руководителем, классным органом ученического самоуправления и другими членами вожатского отряда. Именно главный тьютер отвечает за организацию и проведение основных воспитательных мероприятий в вверенной ему группе пятиклассников.
Основные положительные моменты деятельности отряда наставников:
1. Успешное прохождение периода адаптации пятиклассников к обучению в новых образовательных условиях;
2. Возможность создания неформальных условий для включения учащихся 5-х классов в общественную жизнь гимназии.
3. Сохранение гимназических традиций, преемственности, передача накопленного опыта.
4. Реальная помощь классному руководителю в организации и проведении внеклассных мероприятий
5. Пятиклассник приобретает старшего товарища и друга, с которым можно поделиться радостью и обратиться за советом
6. Вожатые приобретают прекрасный опыт организаторской деятельности, повышают свой уровень коммуникативной культуры, умение работать в команде, выстраивать совместную деятельность, базируясь на принципах дружбы, доверия и взаимопонимания
Трудности:
1. Не продолжительность деятельности вожатского отряда 1-2 года (выпускники)
2. Не совпадение расписания вожатых и наставников. Сложно найти время и место (очень актуально) для встреч и мероприятий
3. Карантинные ограничения
4. Дополнительная нагрузка на учащихся, не все к ней готовы и выдерживают до конца
5. Не всегда классный руководитель хочет, чтобы у него были наставники
Пути решения:
1. Подготовка учащихся 8-9 классов через «Школу вожатых» и «Школу лидеров». Для продуктивной деятельности нужна достаточная разница в возрасте, чтобы наставник был авторитетом для наставляемого.
2. Помощь в согласовании встреч и проведении мероприятий в различных форматах
3. Проведение мероприятий вне здания гимназии (школьный стадион), ограничения по количеству привлекаемых наставников (один – два) ученика
4. Поощрение активистов вожатского движения
5. Популяризация опыта, рассказ о планах и перспективах деятельности вожатского отряда будущим классным руководителям пятиклассников
Помогает решить проблемы:
1. Адаптации пятиклассников к средней школе
2. Сплочение новых ученических коллективов
3. Вовлечение во внеурочную и внеклассную деятельность
4. Реальное общение со старшим другом, товарищем
5. Популяризация профессии – учитель
Отделение дополнительного образования «Успех»
В нашей гимназии в отделении дополнительного образования «УСПЕХ» работает секция по роупскиппингу, руководителем которой является педагог Черкасская Ольга Анатольевна. На своих занятиях Ольга Анатольевна организовала наставников из числа учащихся, которые готовы оказать помощь другим ребятам, менее опытным. Через неформальное взаимодействие наставники передают свои знания и опыт ученикам. Педагог использует данную технологию в работе для формирования чувства единения в команде и для организации взаимопомощи и поддержки. Для учащихся старшего возраста наставничество является профессиональной пробой, некоторые ученики уже серьезно задумываются о профессии педагога или тренера.
Форма наставничества «Работодатель – ученик»
В гимназии данная форма предполагается к реализации в вариации «Научный руководитель (представитель ВУЗа) – ученик».
На протяжении многих лет организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся остается одним из приоритетных направлений работы гимназии.
Этому способствует разработанная и успешно внедряемая система привлечения учащихся к проектной, исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время.
В гимназии данная форма предполагается к реализации в вариации «Научный руководитель (представитель ВУЗа) – ученик».
На протяжении многих лет организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся остается одним из приоритетных направлений работы гимназии.
Этому способствует разработанная и успешно внедряемая система привлечения учащихся к проектной, исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время.
Так, уже начиная с 1 класса, обучающиеся имеют возможность участвовать в общегимназическом конкурсе исследовательских работ «Импульс»
На Конкурс представляются работы по следующим направлениям (предметным областям):
— «Естественно-научная область»
— «Математика и информатика»
— «Социальные науки»
— «Филология»
— «Первые шаги» (для обучающихся 1-4 классов).
Призеры и победители школьного тура успешно участвуют в конкурсах проектной и исследовательской деятельности более высокого уровня такие, как Городской гуманитарный форум «Ижорские берега» (организатором которого на протяжении восьми лет является гимназия), школьный конкурс исследовательских работ «Импульс»; городской конкурс «Лицейские чтения» и межрегиональный конкурс «Земля Героев».
Гимназисты активно участвуют в городском проекте «Юные исследователи», представляют результаты своей деятельности на научно-практических конференциях гуманитарного, технического и естественно-научного направления.
С целью усиления профориентационной работы, расширения форм и методов обучения молодежи гимназией в рамках социального партнерства заключены соглашения с ведущими ВУЗами Санкт-Петербурга:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет;
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им.Д.Ф. Устинова.
Учащиеся гимназии имеют возможность реализовать свои исследовательские проекты не только на базе школьных лабораторий, гимназического музея, но и в лабораториях вышеперечисленных учебных заведений. Это позволило существенно расширить границы образовательной среды, содействовать осознанному выбору дальнейших траекторий обучения.
Реализация модели Наставничество по типу «Научный руководитель — ученик» не только обогатит программу обучения, позволит обучающимся работать с реальными образовательными объектами, узнавать информацию от профессионалов, специалистов ВУЗов, но и будет способствовать определению личных образовательных перспектив выпускников, осознанию своего образовательного и личностного потенциала.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Формой коммуникации, обеспечивающей наставничество (или перенос опыта), является свободное общение. Наставник призван не исправлять, а направлять наставляемого. Деятельность, организуемая наставником, — это совместная работа опытного научного работника и обучающего, не обладающего достаточным уровнем исследовательских навыков. Результатом деятельности тандема является не только создание собственного исследовательского продукта, но и расширение исследовательской практики обучающегося, обретение им ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения в высших учебных заведениях.
Форма наставничества «Студент – ученик»
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Форма предполагает взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации, либо студента образовательной организации высшего образования (студент), при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; укрепление связи между региональными образовательными организациями и повышение процента успешно перешедших на новый уровень образования, формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования; снижение доли ценностно дезориентированной молодежи; активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.
Среди оцениваемых результатов:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов обучающихся;
увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.
Портрет участников
Наставник. Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды. Участник образовательных, спортивных, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Наставляемый.
Вариант 1. Пассивный. Низко мотивированный, дезориентированный ученик старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, плохо информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.
Вариант 2. Активный. Мотивированный к получению большего объема информации о карьерных и образовательных возможностях ученик, желающий развить собственные навыки и приобрести метакомпетенции, но не обладающий ресурсом для их получения.
Возможные варианты программы.
Вариации ролевых моделей внутри формы «студент — ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
взаимодействие «успевающий — неуспевающий», классический вариант поддержки для улучшения образовательных результатов и приобретения навыков самоорганизации и самодисциплины;
взаимодействие «лидер — равнодушный», психоэмоциональная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, мотивация на саморазвитие, образование и осознанный выбор траектории, включение в школьное сообщество;
взаимодействие «равный — другому», в рамках которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый — креативным; взаимная поддержка, активная внеурочная деятельность;
взаимодействие «куратор — автор проекта», совместная работа над проектом (творческим, образовательным, предпринимательским), при которой наставник выполняет роль куратора и тьютора, а наставляемый на конкретном примере учится реализовывать свой потенциал, улучшая и совершенствуя навыки.
Область применения в рамках образовательной программы.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание проектных работ, совместные походы на спортивные, культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное сообщество.
В общеобразовательных организациях: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, мероприятия школьного сообщества, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях (определение образовательной траектории).
В профессиональных образовательных организациях: проектная деятельность, краткосрочное или целеполагающее наставничество, экскурсии в место обучения наставника, выездные мероприятия, совместное создание проекта или продукта.
В организациях дополнительного образования: проектная деятельность, создание клуба по интересам с лидером-наставником, создание продукта, выездные мероприятия, экскурсии в место обучения наставника, присутствие на занятиях (определение образовательной траектории).